Факторный анализ прибыли от продаж
На сумму прибыли от продаж влияют все показатели. Факторы определяются по формуле:
Прибыль от продаж = Выручка - Себестоимость - Коммерческие расходы - Управленческие расходы
Влияние фактора - выручка от продажи. Расчёт влияния этого фактора нужно разложить на две части:
- цена 1 единицы продукции;
- количество продаваемой продукции.
Прежде чем проводить анализ необходимо учесть изменения цен в отчётном году по сравнению с прошлым годом.
Для этого рассчитаем индекс цены:
![]()

 ![]()
 
 
Выручка от продажи в отчётном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
 
Влияние на выручку изменение цен рассчитывается по формуле:
 
Теперь, необходимо рассчитать влияние отдельных факторов влияющих на величину прибыли от продаж.
1. Рассчитаем влияние фактора - цена, определяется по формуле:
 
Таким образом, за счет роста цены на продукцию прибыль от продаж увеличилась на 25653,49 руб.
2. Рассчитаем влияние фактора - количество произведённой продукции:
 
Таким образом, за счет уменьшения количества произведенной продукции, величина прибыли от продаж снизилась.
3. Рассчитаем влияние фактора себестоимость продаваемой продукции:
 
Таким образом, за счет снижения себестоимости продаваемой продукции прибыль от продаж увеличилась на 83320,8 руб.
4. Рассчитаем влияние фактора - коммерческие расходы:
 
Таким образом, за счет снижения коммерческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 5032,8 руб.
5. Рассчитаем влияние фактора - управленческие расходы:
 
Таким образом, за счет снижения управленческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 9506,4 руб.
6. Общее влияние факторов на прибыль от продаж рассчитывается по формуле:
 
где, 
 - все факторы; 
 - фактор - цена; 
 - фактор - количество произведённой продукции; 
 - фактор - себестоимость; 
 
 - фактор - коммерческие расходы; 
 - фактор - управленческие расходы. 
Все показатели можно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли (доходы - прямое влияние; расходы - обратное влияние). Факторы обратного действия влияют на сумму прибыли противоположным образом. Если фактор прямого действия увеличивается, то увеличивается и прибыль, если же он уменьшается, то уменьшается и прибыль.
Необходимо обобщить все факторы, влияющие на прибыль от продаж и свести все данные в таблицу (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
|  
 Показатели  |   
 Сумма в рублях  |  
|  
 1. Изменение цен на продукцию  |   
 25653,49  |  
|  
 2. Количество продаваемой продукции  |   
 -9813,49  |  
|  
 3. Себестоимость продаваемой продукции  |   
 83320,8  |  
|  
 4. Коммерческие расходы  |   
 5032,8  |  
|  
 5. Управленческие расходы  |   
 9506,4  |  
|  
 Итого: общее влияние факторов  |   
 113700  |  
Таким образом, исходя из полученных данных, прибыль от продаж увеличилась на 113700 руб. за счет влияния всех факторов.
